Подписано цифровой подписью: МДОУ №11 Дата: 2022.03.28 10:50:04 +03'00' 1. Общие положения 1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №11» (далее МДОУ), в соответствии с Федеральным законом от 29.12. 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации», иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и Ленинградской области, правовыми актами МО Ломоносовский муниципальный район, распорядительными актами Учредителя, осуществляющего управление в сфере образования, уставом МДОУ и договорами, заключенными между МДОУ и родителями (законными представителями), настоящим Положением. 1.2. Настоящее Положение регулирует деятельность групп компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. 1.3. Группы компенсирующей направленности: открываются в МДОУ с целью коррекционно-развивающего обучения и воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в речевом развитии; создаются при наличии соответствующей материально-технической, программнометодической и кадровой базы; открываются на основании распорядительного акта Комитета по образованию администрации МО Ломоносовский муниципальный район, обследования детей и рекомендаций районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее — ПМПк), руководствуются программно-методическими документами и инструктивнометодическими письмами, утверждёнными Министерством образования РФ. 1.4. Комплектование групп компенсирующей направленности осуществляется для детей в возрасте 5-7 лет. 1.5. В группах компенсирующей направленности МДОУ для детей с тяжелыми нарушениями речи предельная наполняемость составляет, до 15 детей. 2. Цели и задачи 2.1. Группы компенсирующей направленности формируются с целью осуществления квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с адаптированной образовательной программой МДОУ, а также с учетом особенностей психофизического развития и возможностей детей. Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи и фонематического недоразвития, воспитания у детей правильной, четкой, выразительной речи с соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с помощью специальных логопедических приёмов и методов, подготовка воспитанников к обучению грамоте. 2.2. Задачами коррекционного обучения в группе компенсирующей направленности являются: формирование произносительных навыков; развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза; развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов; развитие грамматической правильности речи; обучение грамоте на базе исправленного звукопроизношения; развитие связной речи. Коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психологического развития детей с нарушением речи, органически связана с воспитанием произвольного внимания и памяти. 3. Организация деятельности группы 3.1. В группу компенсирующей направленности направляются дети, имеющие речевые нарушения, на основании решения районной ПМПк и по заявлению родителей (законных представителей). 3.2. Длительность пребывания воспитанников в группе компенсирующей направленности – один год. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе более года при дефектах речи, обусловленных нарушением строения и подвижности органов речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), по решению районной ПМПк и заявлению родителей (законных представителей). 3.3. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы. Фронтальные формы работы проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые – 3 раза в неделю, индивидуальные занятия – 2-3 раза в неделю. Осуществляется преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре. 3.4. Содержание образовательного процесса в группе определяется адаптированной программой МДОУ и специальными (коррекционными) программами с учётом индивидуальных особенностей воспитанников. 4. Основные направления деятельности К основным формам деятельности групп компенсирующей направленности относятся: 4.1. Воспитание и развитие воспитанников в соответствии с адаптированной образовательной программой ДО. Важнейшими задачами физического воспитания детей с речевыми нарушениями являются формирование двигательных навыков, развитие координации движений, пространственной ориентировки. В процессе физического воспитания осуществляются мероприятия по предупреждению утомляемости. Умственное воспитание направленно на формирование у детей правильных представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни, совершенствование сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти, мышления, что создаёт необходимую базу для эффективной коррекции речи. 4.2. Проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими недостатки в развитии речи. Дети с нарушением речи, поступающие в группы компенсирующей направленности, должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в школе. Коррекционная работа включает формирование произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа и синтеза. На материале правильного произношения звуков осуществляется: развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении; воспитывать у детей умение правильно составлять простые, распространенные и сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи; развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой коррекционной задачи; развитие словаря; развитие произвольного внимания и памяти. Коррекционное обучение предусматривает также определённый круг знаний об окружающем и соответствующий объём словаря, речевых умений и навыков. В процессе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, учитываются закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые складываются путём постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере различения характерных признаков речевых звуков. 4.3. Работа с родителями (законными представителями) и воспитателями. Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми по преодолению имеющихся недостатков в развитии речи, индивидуальные консультации, тематические выставки, собрания. 4.4. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, осуществляются медицинским персоналом совместно с педагогическим коллективом дошкольного учреждения. 4.5. Дети, овладевшие правильной речью и не достигшие 7-летнего возраста, могут подлежать переводу в группы общеразвивающей направленности МДОУ. 4.6. Не подлежат приему в группу компенсирующей направленности дети при наличии у них следующих клинических форм и состояний: дети, имеющие снижение слуха (даже незначительное); дети, имеющие недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью, задержкой психического развития; дети, больные эпилепсией с частыми припадками; дети-инвалиды, не обслуживающие себя и требующие особого ухода; дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для приёма в Учреждение. 4.7. Если в период пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности выявляются дефекты слуха, олигофрении или другие противопоказания, перечисленные в п.4.6, то ребёнок может быть отчислен или при наличии учреждений соответствующего профиля подлежит переводу в них. Вопрос об отчислении или переводе ребёнка в другое дошкольное учреждение решается районной психолого-медико-педагогической комиссией. 5. Руководство группами компенсирующей направленности, основные права и обязанности работников 5.1. Общее руководство и контроль за организацией работы групп компенсирующей направленности осуществляет заведующий МДОУ в соответствии с Уставом МДОУ. Заведующий несёт ответственность за охрану жизни и здоровья детей, за правильную постановку воспитания и коррекционно-развивающей работы, за четкую организацию работы педагогического, медицинского, обслуживающего персонала. 5.2. Заведующий обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии; совместно с коллективом создает климат психологического комфорта, формирует развивающую предметнопространственную среду. 5.3. Заместитель заведующего по воспитательной работе обеспечивает программное и учебно-методическое оснащение педагогического процесса с учетом дифференцированного подхода к детям; оказывает непосредственную методическую помощь воспитателям, учителям-логопедам и обеспечивает общее руководство коррекционно-педагогической работы коллектива; осуществляет преемственность в работе учителя-логопеда, воспитателей, других педагогических работников, семьи и школы. 5.4. Администрация МДОУ организует проверку и систематическое обсуждение эффективности работы. 5.5. Права и обязанности административного, педагогического и обслуживающего персонала групп компенсирующей направленности определяются правилами внутреннего трудового распорядка, должностными инструкциями.