Положение о группах компенсирующей направленности в МДОУ "Детский сад №11"

Подписано цифровой
подписью: МДОУ №11
Дата: 2022.03.28
10:50:04 +03'00'

1. Общие положения
1.1. Настоящее Положение разработано для муниципального дошкольного
образовательного учреждения «Детский сад №11» (далее МДОУ), в соответствии с
Федеральным законом от 29.12. 2012 г. N 273 «Об образовании в Российской Федерации»,
иными законодательными и нормативными правовыми актами Российской Федерации и
Ленинградской области, правовыми актами МО Ломоносовский муниципальный район,
распорядительными актами Учредителя, осуществляющего управление в сфере
образования, уставом МДОУ и договорами, заключенными между МДОУ и родителями
(законными представителями), настоящим Положением.
1.2.
Настоящее Положение регулирует деятельность групп компенсирующей направленности
для детей с тяжелыми нарушениями речи.
1.3. Группы компенсирующей направленности:
 открываются в МДОУ с целью коррекционно-развивающего обучения и
воспитания детей с нормальным слухом и интеллектом, имеющих отклонения в
речевом развитии;
 создаются при наличии соответствующей материально-технической, программнометодической и кадровой базы;
 открываются на основании распорядительного акта Комитета по образованию
администрации МО Ломоносовский муниципальный район, обследования детей и
рекомендаций районной психолого-медико-педагогической комиссии (далее —
ПМПк), руководствуются программно-методическими документами и инструктивнометодическими письмами, утверждёнными Министерством образования РФ.
1.4. Комплектование групп компенсирующей направленности осуществляется для
детей в возрасте 5-7 лет.
1.5. В группах компенсирующей направленности МДОУ для детей с тяжелыми
нарушениями речи предельная наполняемость составляет, до 15 детей.
2. Цели и задачи
2.1. Группы компенсирующей направленности формируются с целью осуществления
квалифицированной коррекции недостатков в физическом и психическом развитии детей
с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с адаптированной
образовательной программой МДОУ, а также с учетом особенностей психофизического
развития и возможностей детей.
Цель коррекционного обучения – коррекция звуковой стороны речи и фонематического
недоразвития, воспитания у детей правильной, четкой, выразительной речи с
соответствующим возрасту словарным запасом и уровнем развития связной речи с
помощью специальных логопедических приёмов и методов, подготовка воспитанников к
обучению грамоте.
2.2. Задачами коррекционного обучения в группе компенсирующей направленности
являются:
 формирование произносительных навыков;
 развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза;
 развитие словаря путем привлечения внимания к способам словообразования, к
эмоционально-оценочному
значению слов;

 развитие грамматической правильности речи;
 обучение грамоте на базе исправленного звукопроизношения;
 развитие связной речи.
Коррекционно-воспитательная работа строится с учётом особенностей психологического
развития детей с нарушением речи, органически связана с воспитанием произвольного
внимания и памяти.
3. Организация деятельности группы

3.1. В группу компенсирующей направленности направляются дети, имеющие речевые
нарушения, на основании решения районной ПМПк и по заявлению родителей (законных
представителей).
3.2. Длительность
пребывания
воспитанников
в
группе
компенсирующей
направленности
– один год. В исключительных случаях допускается пребывание детей в группе более года
при дефектах речи, обусловленных нарушением строения и подвижности органов
речевого аппарата (дизартрия, ринолалия), по решению районной ПМПк и заявлению
родителей (законных представителей).
3.3. Основной формой организации учебно-коррекционной работы являются
индивидуальные, подгрупповые и фронтальные формы работы. Фронтальные формы
работы проводятся 1 раз в неделю, подгрупповые – 3 раза в неделю, индивидуальные
занятия – 2-3 раза в неделю. Осуществляется преемственность в работе учителя-логопеда,
воспитателя, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре.
3.4. Содержание образовательного процесса в группе определяется адаптированной
программой МДОУ и специальными (коррекционными) программами с учётом
индивидуальных особенностей воспитанников.
4. Основные направления деятельности
К основным формам деятельности групп компенсирующей направленности относятся:
4.1. Воспитание и развитие воспитанников в соответствии с адаптированной
образовательной программой ДО.
Важнейшими задачами физического воспитания детей с речевыми нарушениями являются
формирование
двигательных
навыков,
развитие
координации
движений,
пространственной ориентировки. В процессе физического воспитания осуществляются
мероприятия по предупреждению утомляемости.
Умственное воспитание направленно на формирование у детей правильных
представлений о простейших явлениях природы и общественной жизни,
совершенствование сенсорных процессов, развитие внимания, воображения, памяти,
мышления, что создаёт необходимую базу для эффективной коррекции речи.
4.2. Проведение коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими недостатки
в развитии речи.
Дети с нарушением речи, поступающие в группы компенсирующей направленности,
должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для
успешного обучения в школе. Коррекционная работа включает формирование
произносительных навыков, развитие фонематического восприятия и навыков звукового
анализа и синтеза.
На материале правильного произношения звуков осуществляется:
 развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их
сочетаний в предложении;
 воспитывать у детей умение правильно составлять простые, распространенные и
сложные предложения, употреблять разные конструкции предложений в связной речи;
 развитие связной речи, работа над рассказом, пересказом с постановкой
коррекционной
задачи;

 развитие словаря;
 развитие произвольного внимания и памяти.
Коррекционное обучение предусматривает также определённый круг знаний об
окружающем и соответствующий объём словаря, речевых умений и навыков.
В
процессе коррекционной работы с детьми, имеющими нарушения речи, учитываются
закономерности процесса овладения звуковой стороной речи в норме, которые
складываются путём постепенно вырабатывающейся дифференцировки в сфере
различения характерных признаков речевых звуков.

4.3. Работа с родителями (законными представителями) и воспитателями.
Проведение разъяснительной работы среди педагогов и родителей (законных
представителей) о задачах и специфике логопедической коррекционной работы с детьми
по преодолению имеющихся недостатков в развитии речи, индивидуальные консультации,
тематические выставки, собрания.
4.4. Мероприятия, направленные на укрепление здоровья детей, осуществляются
медицинским персоналом совместно с педагогическим коллективом дошкольного
учреждения.
4.5. Дети, овладевшие правильной речью и не достигшие 7-летнего возраста, могут
подлежать переводу в группы общеразвивающей направленности МДОУ.
4.6. Не подлежат приему в группу компенсирующей направленности дети при наличии у
них следующих клинических форм и состояний:
 дети, имеющие снижение слуха (даже незначительное);
 дети, имеющие недоразвитие речи, обусловленное умственной отсталостью,
задержкой
психического развития;

 дети, больные эпилепсией с частыми припадками;
 дети-инвалиды, не обслуживающие себя и требующие особого ухода;
 дети, страдающие заболеваниями, которые являются противопоказанием для
 приёма в Учреждение.
4.7. Если в период пребывания ребёнка в группе компенсирующей направленности
выявляются дефекты слуха, олигофрении или другие противопоказания, перечисленные в
п.4.6, то ребёнок может быть отчислен или при наличии учреждений соответствующего
профиля подлежит переводу в них. Вопрос об отчислении или переводе ребёнка в другое
дошкольное учреждение решается районной психолого-медико-педагогической
комиссией.
5. Руководство группами компенсирующей направленности,
основные права и обязанности работников
5.1. Общее руководство и контроль за организацией работы групп компенсирующей
направленности осуществляет заведующий МДОУ в соответствии с Уставом МДОУ.
Заведующий несёт ответственность за охрану жизни и здоровья детей, за правильную
постановку воспитания и коррекционно-развивающей работы, за четкую организацию
работы педагогического, медицинского, обслуживающего персонала.
5.2. Заведующий обеспечивает своевременное комплектование групп в соответствии с
рекомендацией психолого-медико-педагогической комиссии; совместно с коллективом
создает климат психологического комфорта, формирует развивающую предметнопространственную среду.
5.3. Заместитель заведующего по воспитательной работе обеспечивает программное и
учебно-методическое
оснащение
педагогического
процесса
с
учетом
дифференцированного подхода к детям; оказывает непосредственную методическую
помощь воспитателям, учителям-логопедам и обеспечивает общее руководство
коррекционно-педагогической работы коллектива; осуществляет преемственность в
работе учителя-логопеда, воспитателей, других педагогических работников, семьи и
школы.
5.4. Администрация МДОУ организует проверку и систематическое обсуждение
эффективности работы.
5.5. Права и обязанности административного, педагогического и обслуживающего
персонала групп компенсирующей направленности определяются правилами внутреннего
трудового распорядка, должностными инструкциями.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».