Подписано цифровой подписью: МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №11" Дата: 2023.11.07 13:55:24 +03'00' 1. Целевой раздел Пояснительная записка Дополнительная общеразвивающая программа «Развивайка» утверждена на Педагогическом совете Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детского сада № 11» (далее- МДОУ) и разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, особенностями образовательного учреждения, образовательными потребностями и запросами родителей (законных представителей) воспитанников. При разработке данной программы использовались следующие нормативно - правовые документы: • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29.12.2012. • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации № 196 от 9 ноября 2018 года «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (с изменениями от 30.09.2020). • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 31 марта 2022 г. № 678-р. • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)». • Письмо Министерства образования и науки РФ от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей». • Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ, утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 августа 2017 г. N 816. • Письмо Министерства просвещения Российской Федерации от 31.01.2022 № ДГ245/06 с «Методическими рекомендациями по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий». • СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 г. № 28. • Письмо Комитета общего и профессионального образования Ленинградской области от 1 апреля 2015 г. N 19-2174/15-0-0 «О методических рекомендациях по разработке и оформлению дополнительных общеразвивающих программ различной направленности». • Приказ Министерства просвещения РФ от 27 июля 2022 г. N 629 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам Направленность Программы: социально-педагогическая. 2 Проблема преемственности дошкольного и школьного обучения остается актуальным направлением в современном образовании. Группа раннего развития в учреждениях дополнительного образования детей привлекательны для родителей, прежде всего тем, что обеспечивают ребенку возможность посещать занятия по разным направлениям. Это способствует формированию положительной мотивации к процессу обучения и облегчает последующую адаптацию ребенка к школе. Все эти факторы превращают учреждение дополнительного образования в реальное, весьма значимое звено существующей сегодня системы образования детей дошкольного возраста. Развивающее занятие для детей 4-х лет не имеют такой популярности среди родителей так как, все привыкли считать, что в этом возрасте ребенку достаточно купленных игрушек, с которыми он будет играть. Но этого не достаточно. Миновав кризис 3-х лет, дети 4-х летнего возраста поднялись на новую ступеньку своего развития. Что ждет их здесь? Значительно расширяется круг действий, совершаемых ими без помощи взрослых. Ребенок не просто становится более самостоятельным, а все чаще проявляет инициативу в своих поступках, в познании окружающей действительности, себя. Его представления о мире интенсивно расширяются и углубляются, его вопросам нет конца. Настоящий «почемучка»! Эти и другие изменения не случайны. Развивается творческая игра. В ней ребенок берет на себя роль взрослых и воспроизводит действия с предметами, усложняется сюжет и содержание игр. Сами игры приобретают более устойчивый характер, увеличивается количество их участников. Малыши стремятся поладить между собой деловое сотрудничество. Игра увлекает ребенка, приносит ему радость, она приобретает статус ведущей деятельности. Когда ребенок рисует, играет, строит дом, лепит колобок, он прежде всего ставит перед собой цель, а затем стремится достигнуть ее, преодолевая преграды. Очень важно в этом возрасте развитие сенсорных навыков: умение различать и называть разные цвета, формы, величину предметов, отличать предметы на ощупь. Развитие основных видов движений: общих, точных, артикуляционных. Сам справиться со всеми этими изменениями малыш не в состоянии, ведь для этого нужна последовательная, совместно со взрослых работа. Осознавая актуальность данного направления в дошкольном воспитании и образовании, на основе уже существующих программ, мною составлена дополнительная общеразвивающая программа для детей 4-5 лет «Развивайка». Программа предусматривает возрастной подход, учитывает диапазон интересов и потребностей детей. Цель Программы: создание условий для реализации комплексной системы для развития и социальной адаптации детей. Организация личностного развития дошкольников требует разработки специальной системы принципов, а также их умелого применения на практике: 1. Учет индивидуальных особенностей и возможностей детей 2. Уважение к личности ребенка в сочетании с разумной требовательностью. 3. Комплексный подход к разработке занятий. 4. Вариативность содержания и форм проведения занятий. 5. Систематичность и последовательность. 6. Наглядность. 3 Задачи: 1. Активизировать познавательные процессы через развивающие игровые задания и упражнения. 2. Развивать творческие особенности детей. 3. Увеличение объема внимания и памяти. 4. Формирование мыслительных операций обобщения, классификации, аналогии). 5. Развитие образного и вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей. 6. Развитие речи, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения. Отличительной особенностью программы является то, что на первый план выдвигается не обучающая, а развивающая функция. Принципы организации занятий: 1. Обеспечивать двигательную активность детей в различных формах 2. Использовать многообразные формы обучения, включающие разные детские виды деятельности 3. Создавать развивающую предметную среду 4. Широко использовать методы, активизирующие мышление, воображение и поисковую деятельность детей 5. Использовать игровые приемы, игрушки, создавать эмоционально-значимые для детей ситуации 6. Обеспечивать взаимодействие ориентироваться на партнера-сверстника, взаимодействовать с ним и учится у него (а не только у взрослого) 7. Выделять диалогическую форму общения взрослого с детьми и детей между собой. 8. Формировать детское сообщество, обеспечивающее каждому ребенку чувство комфортности и успешности. Организация образовательного процесса: Срок реализации программы- 1 год обучения, 64 часа в год, возраст детей 4-5 лет. Количество детей в группе – до 10 человек. Продолжительность одного занятия- 15-20 мин, с 10 минутным перерывом, по 1 часу 2 раза в неделю. Программа включает в себя комплекс занятий, направленных на развитие и эмоциональной, личностной сферы, развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей. На занятиях используются в качестве пособия- тетради на печатной основе. Здесь можно рисовать, раскрашивать, писать. Для того, чтобы 4 переключить активность детей (умственную, речевую, двигательную) не выходя из учебной ситуации, на занятии проводятся физкультминутки. Учебное занятие состоит из 1 часа, объединенного одной тематикой, но решающих несколько образовательных и развивающих задач по следующим направлениям: Ознакомление с окружающим и природным миром; развитие речи. Математическое развитие и конструирование. Структура занятий включает основные этапы 1. Введение в игровую ситуацию. 2. Затруднение в игровой ситуации 3. «Открытие» нового способа действия 4. Воспроизведение нового способа действия в типовой ситуации 5. Повторение и развивающие задания 6. Итог занятия Прогнозируемые результаты Ознакомление с окружающим и природным миром. Развитие речи: 1. Представления о жизни в природных условиях диких животных. 2. Представления о домашних животных и их детенышах 3. Узнавать и называть 3-4 дерева, одни кустарник, 3-4 травянистых растения. 4. Знать 2-3 вида лесных ягод, грибов (съедобных и несъедобных) 5. Знать названия 2-3 птиц, узнавать их по описанию 6. Знать 3-4 насекомых 7. Предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, овощи, транспорт. 8. Различать и называть части тела животного и человека. 9. Использовать в речи существительные тематических групп ( «Обувь». «Одежда», «Транспорт» и т.д.) 10. Согласовывать слова в роде, числе и падеже. 11. Составлять небольшой рассказ по сюжетной картине, игрушке. 12. Употреблять предложения с однородными членами предложения 13. Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного. 14. Рассказывать наизусть небольшие стихотворения, потешки. 15. Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов педагога. 5 Математическое развитие 1. Считать в пределах 8 (количественный счет), отвечать на вопрос «Сколько всего?» 2. Сравнивать две группы предметов 3. Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке, по длине, высоте. 4. Сравнивать предметы по цвету, форме, размеру, материалу. 5. Узнавать и называть треугольник, отличать его от круга и квадрата 6. Различать и называть части суток. Устанавливать последовательность событий. 7. Определять направление движения от себя (направо, налево, вперед, назад, вверх, вниз) Развитие графических навыков: Рисовать вертикальные и горизонтальные линии Закрашивать контуры предметов Обводить контуры цифр по пунктированным линиям Выполнять вертикальную и горизонтальную штриховку 1. 2. 3. 4. Итоговая диагностика Оценка результативности работы в группе включает педагогическую диагностику уровня развития детей и овладения ими программным материалом. Первый раз- в сентябре. Чтобы выявить уровень знаний и умений ребенка. Второй раз- в январе- контрольный срез за полугодие. Третий раз- в мае- итоговая диагностика 2. Содержательный раздел Содержание изучаемого курса № Тема Практика 1 Знакомство с многообразием слов, моделированием. Рисование коротких отрывистых линий. 1. «Обведи правильно» ( отгадай загадку, обвести тех животных, которых Колобок встретил в лесу) 2. Физкультминутка Игра с мячом «Назови скорее» 3. Подскажи слово в конце стихотворения 4. Дорисуй картинку (Дорисуй воду из душа мышке и лягушке) 1. Игра «Загадки и отгадки» (Закрасить только предметы, которых по одному) 2. Игра «Соедини правильно» 3. Физкультминутка Сентябрь Месяц 2 Количество и счет: один и много. Величина: большой и маленький. Геометрические фигуры: круг (находить среди множества фигур) Оборудование Мяч Карандаш Цветные карандаши 6 3 Знакомство с многообразием слов, моделированием, нахождение различий в двух похожих рисунках 4 Количество и счет: сравнение чисел 3-4, счет по образцу, загадки. Ориентировка во времени. Времена года (осень). Ориентировка в пространстве: слева, справа. 5 Сравнение слов по звучанию, знакомство протяженностью слов (длинные и короткие), моделирование, рисование иголок ежа. 6 Количество и счет: установление соответствия между числом и количеством предметов Величина: большой, поменьше, самый маленький. Геометрические фигуры: квадрат ( находить среди множества фигур) 7 Знакомство с многообразием слов, звучанием их звонко, громко, тихо. Рисование солнышка 8 Количество и счет: счет по образцу; сравнение числе 4 и 5. Ориентировка во времени: «Медвежата» 4. Игра «Найди и закрась» 1. Назови картинку одним словом. Нарисуй по точкам прямоугольник под каждой картинкой 2. Игровое упражнение «Кто внимательный?» 3. Физкультминутка Игра «Встреча друзей (пальчиковая гимнастика) 1. Игра «Сосчитай и нарисуй» 2. Игра «Подскажи словечко» 3. Физкультминутка «Два хлопка» 4. Игра «Слушай, смотри, делай» 5. Игра «Не ошибись» 6. Игра «Будь внимательным» 1.Соедини правильно 2. Игра «Загадки и отгадки» 3. Физкультминутка «Встреча друзей» 4. Игра «Какие бывают слова?» 5. Дорисуй ежика иголки 1. Игра «Соедини правильно» 2. Игра «Гаражи и машины» 3. Физкультминутка «Найди для машины гараж» 4. Игра «Найди и раскрась» 5. Логическая задача «Узнай, кто спрятался?» 1. «Кто в домике живет?» 2. Физкультминутка Игра «Зарядка» 3. Игра «Подскажи словечко» 4. «Соедини правильно» 5. «Нарисуем» 1. Игра «Сосчитай и дорисуй» 2. Игра «Закончи Кубики для строительства гаража 7 части суток. Ориентировка в пространстве: слева, справа, посередине, справа 9 Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Рисование иголок на елках 10 Количество и счет: ознакомление с цифрой 1. Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа. Геометрические фигуры: закрепление знаний о круге. Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, нахождение различий в двух похожих рисунках. Октябрь 11 12 Закреплять: знания о цифре 0, о геометрической фигуретреугольник, умение сравнивать знакомые предметы по величине. 13 Знакомство с многообразием слов. Игра «Подскажи словечко». Нахождение несоответствий в рисунках. 14 Количество и счет: ознакомление с цифрой 2. Ориентировка во времени: вчера, сегодня, завтра. Ориентировка в пространстве: ближе, дальше. 15 Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги, рисование дорожек, слушание отрывка из стихотворения Я.Козловского предложение» 3. «Найди ошибку художника» 4. Физкультминутка «Вороны» 5. «Считай и рисуй» 6. «Раскрась правильно» 1. Загадки и отгадки 2. «Соедини правильно» 3. Физкультминутка «Игра с пальчиками» 4. «Раздели правильно» 5. Дорисуй иголки елкам 1. Загадки и отгадки 2. «Найди цифру» 3. Физкультминутка «Солдатик» 4. «Соедини правильно» 5. «Продолжи ряд» 1. «Раздели правильно» 2. Загадки и отгадки 3. Физкультминутка «Игра с пальчиками» 4. «Кто у кого?» 5. «Кто внимательный?» 1. Загадки и отгадки 2. «Раскрась правильно» 3. Физкультминутка «Солдатик» 4. «Большой, поменьше, маленький» 5. «Найди и раскрась» 1. «Соедини правильно» 2. «Подскажи словечко» 3. Физкультминутка «Встреча друзей» 4. «Найди ошибки художника» 1. Загадки и отгадки 2. «Найди цифру» 3. Физкультминутка «Клен» 4. «Ответь правильно» 5. «Дорисуй листочки на дереве» 6. «Раскрась правильно» 1. Загадки и отгадки 2. «Считай и раскрашивай» 3. Физкультминутка «Зарядка» 4. «Нарисуй дорожку» 5. Слушание отрывка стихотворения 8 Количество и счет: закрепить знания о цифре 2. Величина: короткий, длинный. Геометрические фигуры: овал. 1. Загадки и отгадки 2. «Считай и раскрашивай» 3. Физкультминутка «Клен» 4. «Кто быстрее?» 5. «Раскрась правильно» 6. «Найди и раскрась» 17 Звуки «С- СЬ» 1. Песенка «Насосы» 2. «Подскажи словечко» 3. Физкультминутка «Пальчики» 4. «Раскрась листья» 5. Слушание стихотворения 18 Количество и счет: ознакомление с цифрой 3.ю соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка во времени: время года (осень) Карточки с кружками 1. «Отгадай и раскрась» 2. «Найди цифру» 3. Физкультминутка «Раз, два, три» 4. «Число и цифры» 5. «Соедини правильно» 6. «Найди и раскрась» 1. «Как поют комары?» 2. Загадки и отгадки 3. Физкультминутка «Зайке холодно сидеть» 4. Слушание чистоговорки 5. «Что забыл нарисовать художник?» 19 Звуки «З- ЗЬ», знакомство с твердыми и мягкими согласными. Слушание чистоговорки. Рисование ушей зайчикам. 20 Количество и счет: закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3. Величина: высокий. Низкий. Логическая задача: развитие внимания. 1. «Считай и раскрашивай» 2. «Обведи нужную цифру» 3. Физкультминутка «Раз, два, три» 4. «Высокий, низкий.» 5. «Найди отличия» 21 Звуки «С-СЬ», «З-ЗЬ», твердые и мягкие согласные, моделирование. Нахождение различий в двух похожих рисунках. 1. «Помоги животным найти домик» 2. «Подскажи словечко» 3. «Раздели правильно» 4. Физкультминутка «Зайке холодно сидеть» 5. «Кто внимательный» 22 Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой, сравнение чисел 3, 4 . Величина: широкий, узкий. Геометрическая фигура: 1. Загадки и отгадки 2. «Соедини правильно» 3. «Хватит ли куклам конфет?» 4. Физкультминутка Ноябрь Ноябрь 16 9 прямоугольник. 23 Звук «Ц», рисование огурцов. Слушание отрывка из стихотворения Г.Сапгира. 24 Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов, счет по образцу, сравнение смежных чисел, установление равенства. Ориентировка в пространстве: положение предметов по отношению к себе. Геометрические фигуры: круг, овал. Звук «Ш» ( песенка ветра), рисование шариков, слушание потешки. 25 Декабрь 26 Количество и счет: ознакомление с цифрой 4. Величина: большой, поменьше, самый маленький. Логическая задача: развитие внимания. 27 Звук «Ж» ( песенка жука), моделирование, рисование желудей. Слушание отрывка из стихотворения И.Солдатского 28 Количество и счет: закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Ориентировка в пространстве: влево, вправо. «Буратино» 5. «Раскрась правильно» 6. «Найди и раскрась» 1. Чтение рассказа А.Максакова «Цыпленок Цып» 2. «Закончи предложение» 3. Физкультминутка «Цапля» 4. «Рисуем огурцы» 5. Слушание стихотворения Г.Сапгира 1. «Сколько елочек?» 2. «считай, сравнивай, рисуй» 3. Физкультминутка «Клен» 4. «Раскрась и нарисуй! 5. «Узнай, кто ушел» 1. «Подскажи словечко» 2. «Будь внимательным» 3. Физкультминутка «Шарик» 4. «Рисуем шарики» 5. Слушание потешки «Кошка» 1. Отгадай и запомни 2. «Найди цифру» 3. Физкультминутка «Считалка с башмачком» 4. «Дорисуй правильно» 5. «Кто внимательный?» 1. Загадки и отгадки 2. Раздели правильно 3. «Будь внимательным» 4. Физкультминутка «Жуки» 5. Рисуем желуди 6. Слушание отрывка из стихотворения И.Солдатского 1. «Посчитай и раскрась» 2. «Предмет и форма» 3. Физкультминутка «Считалка с башмачком» 10 Звуки «Ш-Ж», моделирование, рисование дорожек, повторение стихотворений. 30 Количество и счет: закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4. Счет по образцу; сравнение чисел 3 и 4. Ориентировка в пространстве: далеко, близко. 31 Звук «Щ», моделирование, рисование щеток. Слушание отрывка из стихотворения С.Михалкова 32 Количество и счет: соотнесение цифры с количеством предметов. Ориентировка в пространстве: вверху, внизу, слева, справа, под. Геометрические фигуры: квадрат, прямоугольник. Ориентировка во времени: времена года. 33 Январь «Звук Ч», моделирование, раскрашивание предметов, рисование предметов. Декабрь 29 4. «Число и цифра» 5. «Соедини правильно» 6. «Влево, вправо» 1. «Помоги животным найти свой вагон» 2. «Подскажи словечко» 3. Физкультминутка по желанию детей 4. «Соедини правильно» 5. Повторяем стихотворения 1. «Отгадай» 2. «Считай и рисуй» 3. «Сосчитай и раскрась цифру» 4. Физкультминутка « Один, два» 5. «Далеко, близко» 6. «Нарисуй недостающие фигуры» 1. «Подскажи словечко» 2. «Соедини правильно» 3. Физкультминутка , игра с мячом «Назови скорее» 4. «Дорисуй щетки» 5. Слушание отрывка из стихотворения С.Михалкова. 1. «Отгадай, сосчитай, нарисуй» 2. «Кто, где?» 3. Физкультминутка «Зайка» 4. «Раскрась правильно» 5. «Когда это бывает?» 1. «Загадки и отгадки» 2. «Будь внимательным» 3. Физкультминутка «Часы» 4. «Помоги девочке» 11 34 Количество и счет: ознакомление с цифрой 5. Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа. Логическая задача: сравнение, установление закономерностей. 1. «Отгадай загадку» 2. «Найди цифру» 3. Физкультминутка «Ловкий Джек» 4. «Раскрась правильно» 5. «Соедини правильно» 35 «Звуки «Ч-Щ», слушание потешки, моделирование, нахождение различий в двух похожих рисунках. 1. Слушание потешки 2. «Раздели правильно» 3. Физкультминутка «Черепахи» 4. «Кто внимательный?» Количество и счет: закрепление знаний о цифре 5, сравнение чисел 4 и 5. Геометрические фигуры: соотнесение формы предмета с геометрическими фигурами. Ориентировка во времени: быстро, медленно. 1. «Число и цифра» 2. «На что похож предмет?» 3. Физкультминутка «Ловкий Джек» 4. «Сосчитай и дорисуй» 5. «Угадай, кто быстрее» 1. «Как поет мотор?» 2. «Загадки и отгадки» 3. Физкультминутка «Зарядка» 4. «Кто внимательный» 5. Слушание стихотворения О.Высоцкой 36 Январь 37 Звуки «Р-РЬ», закрашивание предметов. Слушание стихотворения О.Высоцкой. 12 Февраль 38 Количество и счет: ознакомление с порядковыми числительными. Ориентировка на листе бумаги: верхний правый угол, нижний правый угол, левый верхний угол, нижний верхний угол, середина. 1. «Кто пришел к Айболиту?» 2. «Что где находится?» 3. Физкультминутка «Слушай и делай» 4. «Из каких фигур зайка?» 39 «Звуки Л-ЛЬ», рисование неваляшки, моделирование. Слушание отрывка из стихотворения А.Плещеева 1. Рисуем неваляшку 2. «Подскажи словечко» 3. Физкультминутка «Мы немножко рисовали» 4. «Раздели правильно» 5. Слушание стихотворения А.Плещеева 40 «Счет до шести. Число и цифра 6.» Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести. Введение в игровую ситуацию: летом в лесу. Игровая деятельность: игра с раздаточным материалом «В лесу», «Сорока». Физкультминутка «Лесорубы». Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение: игра «Посади дерево», «Вместе веселей!». Работа в альбоме «Игралочка», ч.2. 41 «Звуки М-МЬ», слушание потешки, рисование домика, раскрашивание предметов. 1. Слушание потешки 2. Рисуем домик 3. Физкультминутка «Мы топаем ногами» 4. «Загадки и отгадки» 5. «Раскрась правильно» 13 42 Количество и счет: независимость числа от величины предметов; порядковый счет. Величина : закрепление понятий «широкий», «поуже», «еще уже», «самый узкий». Логическая задача: установление последовательности событий (части суток) 1. «Число и цифра» 2. «Что перепутал художник?» 3. Физкультминутка «Зайка» 4. «Соедини правильно» 5. «Закончи предложение» 6. «Когда это бывает?» 43 Звуки «Б-БЬ», моделирование. Слушание отрывка из стихотворения Г.Спагира. Рисование бус. 1. «Подскажи словечко» и «Раздели правильно» 2. «Сравни правильно» 3. Физкультминутка «Буратино» 4. Слушание отрывка из стихотворения Г.Сапгира 44 «Счет до семи. Число и цифра 7.» Сформировать представление о числе и цифре 7, способность считать до семи. Введение в игровую ситуацию: к вам пришли гости. Игровая деятельность: игра «Гости», «Карандаши». Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение: игра «Сделай бусы», «Наведи порядок». Работа в альбоме «Игралочка», ч.2. 45 Звуки «К-КЬ», закрашивание овощей, слушание отрывка из стихотворения Д.Хармса. 1. «Назови первый звук» 2. «Подскажи словечко» 3. Физкультминутка «Пальчики» 4. «Найди и раскрась» 5. Слушание отрывка из стихотворения Д.Хармса 14 Март 46 « Числа и цифры 1-7» Геометрические фигуры: закрепление знаний о круге, квадрате, треугольнике, овале, прямоугольнике. 1. «Слушай и считай» 2. «Загадки и отгадки» 3. «Подбери заплатку» 4. Физкультминутка «Быстро встаньте, улыбнитесь» 5. «Соедини правильно» 47 Звук «Г». Нахождение различий в двух похожих рисунках. Слушание потешки. 1. «Подскажи словечко» и «Раздели правильно» 2. «Загадки и отгадки» 3. Физкультминутка «Зарядка» 4. «Кто внимательный» 5. Слушание потешки 48 «Счет до восьми. Число и цифра 8.» Ориентировка в пространстве: слева, посередине, справа. Логическая задача: развитие внимания. 49 Звуки «Г-К», закрашивание предметов, моделирование, слушание потешки. 1. «Кто положит еду в сундук?» 2. «Нарисуй столько же» 3. Физкультминутка «Теремок» 4. «Кто внимательный?» 5. «Найди пару» 1. «Раскрась и обведи правильно» 2. «Соедини правильно» 3. Физкультминутка «Пальчики» 4. «Скворечник» 5. Слушание потешки 15 Количество и счет: закрепление знаний о порядковых числительных, счет по образцу, установление соответствия между количеством предметов и цифрой. Ориентировка в пространстве: влево, вправо. Логическая задача: установление последовательности событий Звуки «Д-ДЬ», раскрашивание предметов, рисование кругов, слушание потешки. 1. «Отгадай загадку» 2. «Кто что считал?» 3. Физкультминутка «Мы топаем» 4. «Что сначала, что потом?» 5. «Раскрась правильно» 52 Количество и счет: независимость числа от пространственного расположения предметов, математические загадки. Величина: развитие глазомера. Логическая задача: развития внимания. 1. «Сосчитай и сравни» 2. «Отгадай загадку» 3. Физкультминутка «Мы топаем ногами» 4. «Соедини правильно» 5. «Нарисуй недостающую фигуру» 53 Звуки «Т-ТЬ», моделирование, рисование тучи и зонтика, слушание отрывка из стихотворения И.Сурикова 1. «Назови первый звук» 2. «Раздели правильно» 3. Физкультминутка «Часы» 4. Рисуем тучи и зонтики 5. Слушание отрывка из стихотворения И.Сурикова 50 51 1. «Загадки и отгадки» 2. «Раскрась правильно» 3. Физкультминутка «Птички» 4. «Кто внимательный?» 5. Слушание потешки. 16 Количество и счет: закрепление знаний о порядковом счете. Ориентировка в пространстве: определять пространственное расположение предметов по отношению к себе. Логическая задача: развитие внимания. 1. «Кого забыл нарисовать художник?» 2. «Нарисуй правильно» 3. Физкультминутка «По ровненькой дорожке» 4. «Когда это бывает?» 55 Звуки «Д-ДЬ», «Т-ТЬ», моделирование, рисование домика, повторение стихотворения. 1. Обведи правильно 2. «Раздели правильно» 3. Физкультминутка (по желанию) 4. «Раскрась матрешку» 5. Повторяем стихи 56 Количество и счет: счет по образцу; числа и цифры 1,2, 3. 4, 5, 6, 7, 8; соотнесение количества предметов с цифрой. Логическая задача: развитие внимания. 1. «Предмет и цифры» 2. «Соедини правильно» 3. Физкультминутка «По ровненькой дорожке» 4. «Посмотри и сравни» 57 Звуки «З-ЗЬ», «Ж», «С-СЬ». Закрепление пройденного материала. 1. «Подскажи словечко» 2. «Катается на карусели?» 3. «Соедини правильно» 4. Физкультминутка «Игра с пальчиками» 5. «Кто в каком домике живет?» 58 Количество и счет: закрепление знаний о цифрах 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8; порядковый счет. Ориентировка на листе бумаги: слева, справа, вверху, внизу. Логическая задача: установление последовательности событий, развитие внимания. 1. «Раскрась правильно» 2. «Загадки и отгадки» 3. Физкультминутка «Серые зайчата» 4. «У каких фигур кошка?» 5. «Помоги Буратино нарисовать картину» Апрель 54 17 59 Звуки «Р-РЬ», «Ш». Закрепление пройденного материала. 1. «Соедини правильно» 2. Физкультминутка «Зарядка» 3. «Загадки и отгадки» 4. «Раскрась правильно» 60 Количество и счет: соотношение количества предметов с цифрой; счет по образцу. Геометрические тела: сравнение реальных предметов с геометрическими телами. Логическая задача: развитие внимания. 1. «Кто что будет собирать» 2. «Нарисуй правильно» 3. Физкультминутка «Серые зайчата» 4. «На какую фигуру похожи предметы?» 5. «Сколько цыплят у курицы?» 61 Звуки «Л-ЛЬ», «Б-БЬ». Закрепление пройденного материала. 1. «Необычный цветок» 2. «Раскрась и обведи правильно» 3. Физкультминутка по желанию детей 4. «Соедини правильно» 5. «Повторяем стихи» 62 Количество и счет: соотнесение количества предметов с цифрой; математическая загадка. Ориентировка в пространстве: слева, справа. Логическая задача: развитие внимания. 1. «Где чья игрушка?» 2. «Загадки и отгадки» 3. Физкультминутка (по желанию) 4. «Слева, справа» 5. «Посмотри и сравни» 18 63 Закрепление пройденного материала 64 Количество и счет: математическая загадка; закрепление знаний о цифрах. Величина: широкий. Узкий. Ориентировка во времени года. 1. «Звуки поменялись местами» 2. «Необычный цветок» 3. Физкультминутка 4. «Отгадай загадку» 5. «Раздели правильно» 1. «Загадка и отгадка» 2. «Предмет, число, цифра» 3. Физкультминутка 4. «Широкая, узкая» 5. «Сколько зайцев в корзине» 19 Организационный раздел 3. Максимально допустимая образовательная нагрузка (СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», которые утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 №28) Возраст обучающихся Продолжительность одного занятия Количество образовательных занятий в неделю Количество образовательных форм занятий в месяц Перерывы между занятиями 4-5 лет Не более- 20 мин. 2 8 Не менее 10 минут ПРИЛОЖЕНИЕ №1 Методический комплект к программе 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. Колесникова Е.В. «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет» (Москва «Просвещение»2021 г.) Колесникова Е.В. «От слова к звуку». Рабочая тетрадь для детей 4-5 лет. (Москва «Просвещение 2020 г.) Колесникова Е.В. «Математика для детей 4-5 лет» (Творческий центр «Сфера», 2020г.) Колесникова Е.В. «Я считаю до пяти» (Творческий центр «Сфера, 2022) Борисенко М.Г. «Наши пальчики играют» (СПБ «Паритет, 2002) Петерсон Л.Г. Практический курс математики для дошкольников «Игралочка» М.: Баласс, 2004г. Башаева Т.В. «Развитие восприятия у детей» Лыкова И.А. «Дидактика в природе» ( Изд. «Карапуз», 2006) Финкельштейн Б.Б. Альбом игра «Волшебные дорожки» (Палочки Кюизенера, Блоки Дьенеша. СПБ, Корвет) Кошелева Г.А. «100 игр для развития дошкольника. Игры на каждый день, про все на свете» ( Волгоград «Учитель» 2014) Методическое пособие «Сенсорное развитие детей раннего дошкольного возраста» (Творческий центр «Сфера», 2012) Интернет-ресурсы. 20 ПРИЛОЖЕНИЕ №2 Краткое описание игр, используемых в процессе обучения: Фонематический слух 1. «Подскажи словечко» Предложить детям подсказать слово в конце каждого двустишия: И шалить без передышки Целый день могли (мартышки) Ты не бойся- это гусь, Я сама его (боюсь) Только жив ли петушок Золотой наш (гребешок)? Подготовлен самолет Он отправится (в полет) 2. Игра «Кто внимательный?» Зайка подобрал две одинаковые картинки. Правильно ли он сделал? Расскажите Зайке, чем различаются картинки. 3. Игра «Звуки поменялись местами» Найди ошибки в стихах и рисунках Жучка будку (булку) не доелаНеохота, надоело. На островок налетел ураган, На пальме остался последний баран (банан) 4. Игра «Песенка насоса» Когда накачивают шины у машины с большим насосом, то он поет свою песенку так: «с-с-с». Когда накачивают шины у велосипеда, то маленький насос поет свою песенку так «сь-сь-сь» 5. Игра «Закончи предложение» Закончить предложение и обвести картинку- отгадку. 21 Зиме конец, летит (скворец) По ветке ползет (гусеница) Сахар кладут в (сахарницу) 6. Игра «Загадки и отгадки» Жу-жу-жу, жу-жу-жу, Я на ветке сижу, Я на ветке сижу И звук «ж» твержу. (жук) Он высокий и пятнистый, С длинной- длинной шеей, И питается он листьями, Листьями деревьев. (жираф) В золотой клубочек Спрятался дубочек. (Желудь) Предложить назвать слова отгадки, интонационно выделяя «песенку жука» (жжжжук, жжжжираф, жжжелудь). Спросить, какой звук слышится в начале каждого слова?( Звук «ж», песенка жука) 7. Игра «Помоги животным найти свой вагон» Животные собираются в путешествие, В первом вагоне поедут животные, В названии которых есть «песенка жука», звук «ж». А во втором – те, в названии которых есть «песенка ветра», звук «ш». 8. Игра «Дорисуй щетки» Дорисовать щетину щеткам. Зеленой щеткой чистим зубы, Красной щеткой- башмаки, Желтой щеткой чистим брюки. Эти щетки нам нужны. 9. «Как поет мотор?» 22 Заводим мотор у большой машины, он начинает петь свою песенку «Р-Р-Р». У маленькой машины мотор поет другую песенку «РЬ-РЬ-РЬ». 10. Игра «Найди и раскрась» У взрослого в руках «чудесный мешочек» с овощами. Дети должны, не доставая, назвать овощи, которые в нем лежат. Потом предложить найти такие же картинки и раскрасить их. 11. Игра «Скворечник» Предложить детям сложить ладошки так, как показано на рисунке. Спросить, что получилось (скворечник). Придумать рассказ по картинке. 12. Игра «Необычный цветок» Буратино просит назвать предметы на картинке, в названии которых первый звук- мягкий согласный «ЛЬ» (лейка, лиса). Обвести предметы, в названии которых первый звук- мягкий согласный «ЛЬ»( Получится цветок). 13. Игра «Звуки поменялись местами» Река…(щека) Майка…(зайка) Лапки…(шапки) Врач…(грач) Лук…(жук) Мак…(рак) Математика Игра «Проведи дорожку»- предложить детям провести дорожку от большой матрешки к большому ведру, а от маленькой матрешки к маленькому ведру. 2. Игра «Два хлопка»- дети выполняют движения по тексту стихотворения: 1. Два хлопка над головой, Два хлопка перед собой. Две ручки за спину спрячем И на двух ногах поскачем. 3. Игра «Не ошибись»- выполняем с детьми следующие упражнения: Поднять руки вверх, посмотреть на ладошки. Вытянуть руки вперед, сделать хлопок. Правой рукой дотронуться до левого колена, левой рукой дотронуться до правого колена. Встать лицом к окну и назвать предметы, которые видят на улице (дома, деревья, машины) Игра «Гаражи и машины»- проведите дорожки от большой машины к большому гаражу, от машины поменьше- к гаражу поменьше, от самой маленькой- к самому маленькому гаражу. 5. Игра «Солдатик»На одной ноге постой-ка, Будто ты солдатик стойкий. 4. 23 Ногу левую- к груди, да смотри – не упади. А теперь постой на левой, Если ты солдатик смелый. 6. Игра «Кто быстрее»- понадобятся две ленты разной длины- 1 м и 1,5м. Предложить двум детям закрутить ленты, сказать, что короткая лента закручивается быстрее, а длинная- медленнее. 7. Игра «Раз, два, три»: Раз- согнуться, разогнуться. Два- нагнуться, потянуться. Три- в ладошки три хлопка. Головою тир кивка. Игра «Высокий, низкий»- предложить детям рядом с высоким домом нарисовать низкое дерево, а рядом с низким- высокое. 9. Игра «Хватит ли куклам конфет?» 8. Сколько кукол? (три) Сколько конфет? (четыре) Хватит ли куклам конфет? Почему? Раскрась столько же конфет, сколько кукол. 10. Игра «Сколько ёлочек?» Сколько ёлочек в круге? (четыре) Сколько ёлочек в квадрате? (четыре) Что про них можно сказать? (ёлочек в кругу и квадрате поровну, по четыре) 11. Игра «Узнай, кто ушел?» Сколько зверей сидит на верхней скамейке? (Пять- зайка, лиса, ёжик, волк, белка) На нижней скамейке? (Три- зайка, лиса, ёжик) Какие звери ушли? 12. Игра «Предмет и форма» Из каких геометрических фигур состоит ёлочка? ( Три треугольника и один прямоугольник) Раскрасьте только те геометрические фигуры, из которых состоит ёлочка. 13. Игра «Влево, вправо» Предложите детям раскрасить одежду лыжнику, который едет вправо- синим карандашом. А влево-красным. 14. Игра «Далеко и близко» Дед Мороз торопится. Ему нужно попасть на ёлку к детям в д\сад и к лесным зверюшкам. Куда Дед Мороз дойдет быстрее? ( До детского сада) 24 Почему? (Потому что дорога до сада короткая, а до избушки в лесу- длинная) 15. «Кто пришел к Айболиту?» Добрый доктор Айболит, Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый доктор Айболит! Перечислите всех, кто пришел к доктору? Сколько их всего? Какой по счету пришла корова? (Первой) Волчица? (Второй) Жучок? (Третьим) Червячок? (Четвертым) Медведица? (Пятой) 16. «Из каких фигур зайка?» Мы слепили снежный ком, Ушки сделали потом. И как раз вместо глаз Угольки нашлись у нас. Зайка вышел как живой! Он с хвостом и головой! (Из каких геометрических фигур составлен зайка?-из овалов и кругов) 17. Игра «Подбери заплатку» Мастер, мастер, помогиПрохудились сапоги. Забивай покрепче гвоздиМы пойдем сегодня в гости! (Сапоги прохудились, надо подобрать каждому сапогу свою заплатку: круглая, квадратная, треугольная, прямоугольная, овальная) 18. Игра «Сколько цыплят у курицы» Куд-куда, куд-куда? Ну-ка, ну-ка, все сюда! Ну-ка к маме под крыло! Куд-куда вас занесло? 25